За последние годы Запад ввел ряд экономических санкций против России, пытаясь ограничить доступ американских товаров на российский рынок. Однако, несмотря на это многие компании нашли обходные пути, используя перевалочные пункты в третьих странах для реэкспорта американских товаров в Россию. Подобная практика противоречит принятым санкциям в отношении российских подрядчиков, поэтому компаниям необходимо знать о мерах предотвращения столкновения с подобной ситуацией и обезопасить себя от возможных рисков.
Прежде всего, компании зарубежных поставщиков осуществляют проверку проактивного аудита дистрибьюторов, чтобы определить страны, из которых оборудование бренда поступает в Россию или близлежащие страны бывшего СССР. Это осуществляется с помощью поисковой системы данных об импорте таможни России и других транзитных стран. Данный шаг необходим зарубежным компаниям для анализа данных об импорте на предмет выявления деклараций об импорте брендов.
Ниже приведен алгоритм этапов отслеживания иностранными компаниями своей продукции:
- Первым делом осуществляется сортировка импортных данных о товаре в соответствии с таможенными кодами продукции по следующим категориям: "наименование товара", "страна происхождения", "название бренда" и "техническое описание".
- Проверка описания товара, торговой марки оборудования и страны происхождения.
- Поиск и отслеживание экспортеров из третьих стран, отправляющих продукцию в Россию и другие страны СНГ.
- Сравнительный анализ названия этих компаний со списком авторизованных дистрибьюторов или конечных получателей, указанных в сертификате конечного использования из страны отправления груза.
- Сверка заполненных сертификатов конечного пользователя с полученной информацией о реэкспорте.
- Наконец, поиск данных об осуществлении торговли продуктом в третьей стране и обнаружение местного дистрибьютора, который снабжает экспортера продукцией.
Ситуация может сложиться таким образом, что компания-экспортер является клиентом иностранного дистрибьютора, и иностранный дистрибьютор может даже не знать об экспортной деятельности своего клиента в регионе конечного поступления товара. Именно поэтому зарубежные компании заранее выявляют любые подозрительные каналы реэкспорта своей продукции, чтобы защитить свои бренды от последствий нарушения законодательства, обходящего санкции.
Как в этом случае российские компании могут обезопасить себя от возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе реэкспорта зарубежных товаров?
На сегодняшний день процедура реэкспорта товаров в Россию распространена в связи с наложением экономических санкций. Именно поэтому необходимо учитывать ряд ограничений и запретов по реэкспорту импортных товаров на территорию РФ.
Запрещается:
- Осуществлять реэкспорт товаров, если они пробыли на территории страны Таможенного союза дольше года.
- Производить реэкспорт товаров, если они не имеют всей необходимой документации, приводимой в статье 299 таможенного кодекса таможенного союза[1].
- Выполнять реэкспорт товаров, которые были отремонтированы на территории таможенного союза, либо были там использованы.
- Осуществлять реэкспорт товаров, если таможенному органу не удается произвести их идентификацию.
Также одним из видов регулирования реэкспорта товара является валютный контроль. Эти меры необходимы для отслеживания валютных операций и соблюдения экономических и таможенных интересов своего государства.
Валютный контроль имеет строгую регламентацию и точное описание всех своих процедур, которой стороны должны подчиняться. В сущности, требований достаточно много, но наиболее значимые из них: использование для валютных операций определенных банков, ограничения на вывоз капитала и т. д.
Большое значение в процедуре реэкспорта также имеет оформление договора между сторонами. В случае если нарушены формы оформления, то банк имеет право не обслуживать ту или иную операцию. Поэтому перед заключением такого договора настоятельно рекомендуем обратиться к специализированным юристам. Это также поможет уменьшить число невыгодных сделок с заграничными партнерами.
[1] https://sudact.ru/law/tk-ts/ii/razdel-6/glava-40/statia-299/