Новости ChangeLab

Как иностранные поставщики могут отслеживать несанкционированный реэкспорт их продукции

За последние годы Запад ввел ряд экономических санкций против России, пытаясь ограничить доступ американских товаров на российский рынок. Однако, несмотря на это многие компании нашли обходные пути, используя перевалочные пункты в третьих странах для реэкспорта американских товаров в Россию. Подобная практика противоречит принятым санкциям в отношении российских подрядчиков, поэтому компаниям необходимо знать о мерах предотвращения столкновения с подобной ситуацией и обезопасить себя от возможных рисков.
Прежде всего, компании зарубежных поставщиков осуществляют проверку проактивного аудита дистрибьюторов, чтобы определить страны, из которых оборудование бренда поступает в Россию или близлежащие страны бывшего СССР. Это осуществляется с помощью поисковой системы данных об импорте таможни России и других транзитных стран. Данный шаг необходим зарубежным компаниям для анализа данных об импорте на предмет выявления деклараций об импорте брендов.
Ниже приведен алгоритм этапов отслеживания иностранными компаниями своей продукции:
  1. Первым делом осуществляется сортировка импортных данных о товаре в соответствии с таможенными кодами продукции по следующим категориям: "наименование товара", "страна происхождения", "название бренда" и "техническое описание".
  2. Проверка описания товара, торговой марки оборудования и страны происхождения.
  3. Поиск и отслеживание экспортеров из третьих стран, отправляющих продукцию в Россию и другие страны СНГ.
  4. Сравнительный анализ названия этих компаний со списком авторизованных дистрибьюторов или конечных получателей, указанных в сертификате конечного использования из страны отправления груза.
  5. Сверка заполненных сертификатов конечного пользователя с полученной информацией о реэкспорте.
  6. Наконец, поиск данных об осуществлении торговли продуктом в третьей стране и обнаружение местного дистрибьютора, который снабжает экспортера продукцией.
Ситуация может сложиться таким образом, что компания-экспортер является клиентом иностранного дистрибьютора, и иностранный дистрибьютор может даже не знать об экспортной деятельности своего клиента в регионе конечного поступления товара. Именно поэтому зарубежные компании заранее выявляют любые подозрительные каналы реэкспорта своей продукции, чтобы защитить свои бренды от последствий нарушения законодательства, обходящего санкции.

Как в этом случае российские компании могут обезопасить себя от возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе реэкспорта зарубежных товаров?

На сегодняшний день процедура реэкспорта товаров в Россию распространена в связи с наложением экономических санкций. Именно поэтому необходимо учитывать ряд ограничений и запретов по реэкспорту импортных товаров на территорию РФ.
Запрещается:
  1. Осуществлять реэкспорт товаров, если они пробыли на территории страны Таможенного союза дольше года.
  2. Производить реэкспорт товаров, если они не имеют всей необходимой документации, приводимой в статье 299 таможенного кодекса таможенного союза[1].
  3. Выполнять реэкспорт товаров, которые были отремонтированы на территории таможенного союза, либо были там использованы.
  4. Осуществлять реэкспорт товаров, если таможенному органу не удается произвести их идентификацию.
Также одним из видов регулирования реэкспорта товара является валютный контроль. Эти меры необходимы для отслеживания валютных операций и соблюдения экономических и таможенных интересов своего государства.
Валютный контроль имеет строгую регламентацию и точное описание всех своих процедур, которой стороны должны подчиняться. В сущности, требований достаточно много, но наиболее значимые из них: использование для валютных операций определенных банков, ограничения на вывоз капитала и т. д.
Большое значение в процедуре реэкспорта также имеет оформление договора между сторонами. В случае если нарушены формы оформления, то банк имеет право не обслуживать ту или иную операцию. Поэтому перед заключением такого договора настоятельно рекомендуем обратиться к специализированным юристам. Это также поможет уменьшить число невыгодных сделок с заграничными партнерами.

[1] https://sudact.ru/law/tk-ts/ii/razdel-6/glava-40/statia-299/